Ожирение — не пикник для тех, кто с ним борется, но новое исследование проливает свет на то, почему так мало людей находят путь к здоровому весу.
Оказалось, что люди с избыточным весом и ожирением придерживаются совершенно разных взглядов на диету и физические упражнения, чем их сверстники с нормальным весом, как показало исследование. А именно, вкус для них является главным фактором при выборе еды, пищевые этикетки редко изучаются, а их отношения с едой имеют тенденцию быть более импульсивными и эмоциональными.
И хотя многие были открыты к идее меньших порций еды, с другой стороны, они были менее склонны к физическим нагрузкам, чем люди с нормальным весом.
Также на выбор влияла стоимость продуктов, многие полагали, что более здоровые продукты были дороже.
Что все это означает для усилий общественного здравоохранения по борьбе с эпидемией ожирения?
«Существует серьезное несоответствие между установками в области пищевых продуктов и мышлением и мотивами людей, на которых эти установки рассчитаны», — сказал автор доклада Хэнк Карделло. Он является директором Центра продовольственной политики Института Гудзона в Вашингтоне, округ Колумбия.
«Предыдущие исследования Института Гудзона подтвердили, что более здоровые продукты — это источник роста [продуктов питания]», — подчеркнул Карделло.
Но эта тенденция, похоже, не распространяется на людей с избыточным весом и ожирением, чьи «привычки питания и отношение к ним отражают более традиционные потребительские взгляды, показанные в 70-х и 80-х годах», пояснил он.
«Это говорит о том, что традиционные образовательные подходы, которые пытались изменить пищевое поведение, не будут эффективными», — добавил Карделло.
В ходе опроса 2000 респондентов попали в четыре категории: здоровый вес (ИМТ от 18,5 до 24,9); несколько избыточный вес (ИМТ от 25 до 27); в основном избыточный вес (ИМТ от 27,1 до 29,9); и ожирение (ИМТ от 30 и выше).
Пищевые отношения сильно различались между группами.
В то время как 44 процента группы здорового веса заявили, что здоровье и питание являются главными проблемами при покупке продуктов питания, эта цифра неуклонно снижалась с ростом статуса веса. Только треть самых тучных участников чувствовали то же самое.
Почти две трети (62 процента) страдающих ожирением респондентов, признались, что знали, что им следует есть здоровее, но не делают этого. И они были более склонны игнорировать этикетки на продуктах питания и выбирать снеки, чипсы, выпечку, мороженое, печенье и газировку.
Они также реже избегали подсластителей или искали натуральные некалорийные подсластители.
С другой стороны, хотя 60% заявили, что не откажутся от закусок или газировки, они сказали, что предпочитают меньшие порции.
Но около половины участников с избыточной массой тела и ожирением указали стоимость как причину отказа от покупки более здоровой пищи. И здоровая группа была и богаче, и образованнее.
Физическая активность также была проблемой. Исследователи обнаружили, что четверть наиболее страдающих ожирением групп никогда не занималась спортом, по сравнению с 15 процентами здоровых.
Результаты Карделло были опубликованы в июне в отчете Института Хадсона.
«Историческое послание «в массы» о том, чтобы есть здоровее и заниматься спортом, обречено на провал для этих уязвимых групп населения», — заключил Карделло.
«Например, одна только маркировка не делает работу, — сказал он, призывая приложить больше усилий, — чтобы определить наилучшие способы общения с когортами с избыточной массой тела / ожирением, чтобы определить оптимальный способ стимулировать потребление более полезных продуктов».
Лона Сандон — программный директор отдела клинического питания в Школе медицинских профессий Юго-западного медицинского центра Техасского университета в Далласе.
Она не выразила большого удивления по поводу результатов, отметив, что «это общеизвестный феномен, что больше знаний и образования не обязательно изменяют поведение».
Сандон добавила, что «большая часть сообщений о здоровье связана с образованием и информированностью. Это может изменить только поведение нескольких людей — людей, которые считают, что это будет иметь значение».
И «потому что обратить ожирение довольно трудно, люди, возможно, безуспешно пытались сбросить вес, питаясь по-другому или добавляя упражнения. Когда их стратегия не работает, они считают такое поведение бесполезным», — пояснила она.
«Избыточный вес и ожирение — это социальная и культурная проблема, а также проблема личного поведения», — сказала Сандон. «Это означает, что нужно менять метод построения города, условия труда, пищевую промышленность и так далее. Это должно выходить за рамки осведомленности и образования».